Что такое хеджирование?
Хеджирование ( Hedge — страховка, гарантия) — установление позиции по срочным сделкам на одном рынке для компенсации воздействия ценовых рисков равной, но противоположной срочной позиции, на другом рынке. Хеджирование осуществляется с целью страхования рисков изменения цен путем заключения сделок на срочных рынках.
Часто встречается хеджирование фьючерсными контрактами. Зарождение фьючерсных контрактов было вызвано необходимостью страхования от изменения цен на товары. Самые первые операции с фьючерсами были совершены в Чикаго на товарных рынках – для защиты от резких изменений конъюнктуры рынка. До второй половины 20-го века хеджирование использовалось исключительно для снятия ценовых рисков. В настоящее же время целью хеджирования выступает не снятие рисков, а их оптимизация.
Хеджирование – это использование одного финансового инструмента с целью понижения ценовых рисков другого. В роли хеджируемого инструмента может выступать как товар так и финансовые активы, которые имеются у «инвестора» или «хеджера» в наличии или планируются к дальнейшему размещению. Инструменты хеджирования стоит подбирать таким образом, чтобы изменения цен хеджируемого инстумента не отразилось на изменении цен хеджирующего актива, а в лучшем варианте изменилась прямопропорционально обратному направлению.
Рассмотрим некоторые примеры хеджирования:
Пример 1:
Компания ведёт свою деятельность на территории России, берет долларовый кредит размером 1 млн. долларов США. Для того чтобы застраховаться от роста доллара нужно купить фьючерс на доллар США, либо опцион колл на этот фьючерс. В результате если курс доллара будет расти и стоимость кредита, который нужно отдавать будет увеличиваться, предприятие получит прибыль от производных инструментов и компенсирует, таким образом, убытки от роста доллара.
Пример 2:
У фермера имеется 1000 фунтов пшеницы, которые предназначены для последующей продажи. У него есть возможность продать товар по текущей цене, установленной на бирже. Кроме того, у него также есть и возможность забронировать за собой право продажи данного товара в будущем по цене, которая определена на сегодняшний момент времени.
В данном случае он продает не сам товар в настоящий момент, а право купить его по нынешней цене в будущем. Таким образом, он принимает на себя обязательство осуществить поставку данного товара в будущем по нынешней цене. Это пример применения страхования – хеджирования от возможного падения цены к моменту сбора урожая.
Пример 3:
Одна из Японских компаний продает свои товары, или услуги в Америке как следствие ей платят долларами, компании приходится конвертировать доллары в йены. Для хеджирования риска на случай роста курса JPY против USD, в данном случае компании следует купить фьючерс JPY/USD. Данный вид относится к хеджированию валютных рисков.
Хеджирование позволяет существенно улучшить результаты хозяйственной деятельности компании – предприятия:
- Снимается неопределенность в получении будущих доходов, более прозрачными становятся финансовые потоки
- Страхуется риск неблагоприятного изменения курса иностранной валюты по отношению к национальной
- Высвобождаются средства компании, повышается управляемость и т.д.